Многие европейские фирмы-производители таких популярных сегодня в России половых покрытий, окон, дверей, кабелей и прочих изделий из ПВХ (поливинилхлорида) у себы дома находятся в весьма затруднительном положении. Спрос на их продукцию резко падает, так как европейцы и американцы отказываются ее использовать из-за вредности. Винилхлорид относится к профессиональным канцерогенам, он официально признан веществом первой группы опасности, воздействие которого может привести к возникновению раковых опухолей у человека (в частности, опухоли мозга, печени, легких). Винилхлорид является еще и нейротропным ядом, оказывающим пагубное влияние на нервную систему. И фирмы ищут новые рынки сбыта совей долговечной и опасной продукции. В том числе и в России, где людей пока еще привлекает практичность и дешевизна изделий из винилхлорида.
Из ПВХ изготавливаются множество изделий: трубы, жалюзи, оконные рамы, скатерти, занавески, настилы для пола, упаковочный материал, посуду, игрушки, изоляционные материалы, различные канцелярские и школьно-письменные принадлежности, некоторые детали автомобилей, медицинские инструменты… Поскольку на всех стадиях производства ПВХ используется хлор, то при изготовлении, использовании и утилизации его и изделий из него выделяется большое количество одних из самых ядовитых веществ – диоксинов. Этот искусственно синтезированный человеком материал невозможно уничтожить без следа и вреда для окружающей среды и нашего здоровья. При сжигании изготовленных из него линолеума, обоев, оконных рам, электрооборудования в атмосферу выделяется огромное количество тех самых смертоносных диокинов, воздействие которых в любых количествах пагубно для человека и всего живого. Немецкие специалисты обнаружили, что при сжигании всего одного килограмма поливинилхлорида образуется до 50 микрограммов диоксинов. Этого количества достаточно для развития раковых опухолей у 50 тысяч лабораторных животных.
Поэтому неудивительно, что во многих странах (в Бельгии, Франции, Швейцарии, США) уже отказались от использования ПВХ-упаковки в пищевой промышленности и торговле, запрещают применение ПВХ-материалов в жилом секторе строительства. В Австрии применение материалов из ПВХ запрещено в Венком метрополитене, большинство больниц прекратили использование медицинского оборудования из поливинилхлорида, постепенно прекращается использование офисного оборудования, окон и линолеума из ПВХ. В Германии же практически отказались от использования электрических кабелей с изоляцией из ПВХ именно из-за того, что при их горении образуется значительное количество диоксинов.
- С этой проблемой уже столкнулись во многих странах, и у нас она, увы, неизбежна, – говорит эксепрт «Гринпис России» Алексей Кисилев. – В квартире или офисе делается то, что у нас называют евроремонтом – ставятся окна и двери-ПВХ, на пол стелится линолеум или ламинат, на стены клеятся какие-нибудт стеклообои или что-нибудь в этом роде. И если в такой виниловой квартире возникает пожар, она становится похожа на газовую камеру. Вначале выделяется угарный газ, потом пары соляной кислоты и дополняют букет диоксины. Всем этим дышат в первую очередь пожарные, к тому же ядовитая пыль оседает на стенах, потолках и еще долго остается в воздухе. Бесследно для людей все это не проходит. Когда в городе Шелехове Иркутской области горел кабельный завод, выпускавший ПВХ-изоляцию, пожар тушили 600 человек (4 пожарных гарнизона). Надышавшись ядовитыми парами, молодые, здоровые мужчины вышли постаревшими на 7 лет, все стали инвалидами. Хотя внешне они тогда совсем не изменились. 30 человек уже умерли, у многих сегодня аж по 20 хронических заболеваний. Все это подтверждают данные исследований Киевского института геронтологии, проводившихся специально по заказу кабельного завода.
Кроме того, виниловые и прочие самоклеющиеся, моющиеся обои и напольные покрытия еще выделяют формальдегид и эфирные масла. Были случаи, когда в московских школах приходилось перестилать пол, когда у детей в массовом порядке начинались головные боли. Оказалось, что причина этого – дешевый линолеум, который выделял формальдегид. Кстати, о линолеуме. На самом деле материал с этим названием, который начали производить более 100 лет назад в Германии, не имеет ничего общего с тем, что привыкли называть линолеумом мы. У нас так называют любое синтетическое покрытие для пола. В других же странах линолеумом называют только то покрытие, которое делается из натуральных материалов (например, деревянной крошки) с использованием различных масел (пробкового, льняного). Но стоит такой настоящий линолеум процентов на 50-70 дороже синтетического напольного покрытия.
Выдержка из статьи в газете «Известия» от 07.05.1998 г., «Евроремонт сокращает жизнь ?», автор Наталья Тимашова.
Здравствуйте.
Не подскажете, сколько стоит одностворчатое окно полтора на полтора метра?
Спасибо, Владимир.